Вертолёт является пока единственным типом летательного аппарата вертикального взлёта и посадки, нашедшим широкое применение. Он достиг этого уровня гораздо позже самолёта ввиду сложности устройства и значительности проблем, вставших на пути его практической реализации. Первые удачно летавшие вертолёты появились в 1930-х гг. Серийное производство вертолётов началось только в 1942-1950 гг., когда самолёты уже достигли уровня совершенства. До сих пор сохраняется значительное разнообразие типов вертолётов, в отличие от самолётов, где давно установился практически единственный тип – моноплан. Характеристики различных типов вертолётов в общем близки. Современные вертолёты – достаточно совершенные летательные аппараты. Так, максимальная скорость их полёта достигает 320-350 км/ч, динамический потолок (в поступательном полёте) -3-5 км, статический потолок (на висении) – 1-2 км. Полезная нагрузка вертолётов составляет от 0,5-1 т для лёгких машин (массой 1-2 т) и до 5-12 т для тяжёлых (массой 10-45 т).
Со времени появления в начале ХХ века первых вертолётов было испытано большое количество их конструктивных схем. В настоящее время продолжают появляться новые схемы вертолётов и их несущих винтов. В зависимости от определяющего признака существует несколько видов классификации вертолётов:
По количеству несущих винтов
Одновинтовые с рулевым винтом.
Двухвинтовые.
Многовинтовые.
По взаимному расположению несущих винтов
Двухвинтовые продольной схемы.
Двухвинтовые поперечной схемы.
Двухвинтовые сосной схемы.
Двухвинтовые с перекрещивающимися винтами.
По типу несущих винтов
С шарнирным креплением лопастей.
С шарнирным креплением лопастей, имеющих сервозакрылки типа Каман.
С шарнирным креплением лопастей и стабилизирующим стержнем типа Хиллер.
С креплением лопастей типа Дершмидта.
С бесшарнирным креплением лопастей. Здесь следует выделить несущие винты: с очень жесткими лопастями типа Сикорский; с лопастями средней жесткости типа Бёльков; с лопастями на упругих стержнях и пластинах типа Хьюз и Вестланд "Линкс"; с бесшарнирным креплением лопастей и управляющим гироскопом Локхид.
По типу привода несущих винтов
С механическим приводом с помощью механической трансмиссии от поршневого или газотурбинного двигателя.
С реактивным приводом. Их, в свою очередь, можно разделить на вертолёты с турбокомпрессором и соплами для истечения воздуха на концах лопастей (с холодным циклом); с турбокомпрессором и горелками на концах лопастей для сжигания подаваемой турбокомпрессором горючей смеси (с горячим циклом); с реактивными двигателями на концах лопастей.
Материалы о транспорте:
Расчёт цилиндрической зубчатой передачи внешнего зацепления
Исходные данные: Максимальный крутящий момент на тихоходном валу Тmax I = 120,43 H·м Частота вращения ведущего (ведомого) вала nII = 1800 об/мин Частота вращения ведомого (ведущего) вала nI = 14 ...
Водный транспорт
Водный транспорт является неотъемлемой частью транспортной сети Красноярского края. Протяженность водных путей, соединяющих северную и восточную части края с г. Красноярском, составляет 7 тыс. киломе ...
Построение потенциальной тяговой характеристики
Потенциальная тяговая характеристика - это идеальная характеристика, которую может иметь тягач, оборудованный бесступенчатой коробкой перемены передач, обеспечивающей во всем диапазоне тяговых усилий ...