Загрязнение воздуха ухудшает качество среды обитания всего населения придорожных территорий и контрольные санитарные и природоохранные органы обоснованно обращают на него первоочередное внимание. Однако распространение вредных газов имеет все же кратковременный характер и с уменьшением или прекращением движения также снижается. Все виды загрязнения воздуха через сравнительно короткое время переходят в более безопасные формы.
Загрязнение поверхности земли транспортными и дорожными выбросами накапливается постепенно, в зависимости от числа проходов транспортных средств и сохраняется очень долго даже после ликвидации дороги.
Наиболее распространенным и токсичным транспортным загрязнителем, считается свинец. Он относится к распространенным элементам: его среднемировой кларк (фоновое содержание) в почве считается 10 мг/кг. Примерно такого же уровня достигает содержание свинца в растениях (на сухую массу). Общесанитарный показатель ПДК свинца в почве с учетом фона – 32 мг/кг.
Согласно исследованиям, содержание свинца на поверхности почвы на краю полосы отвода обычно составляет до 1000 мг/кг, но в пыли городских улиц с очень большим движением может быть в 5 раз больше. Большинство растений легко переносят повышенное содержание в почве тяжелых металлов, только при содержании свинца более 3000 мг/кг возникает заметное угнетение. Для животных опасность вызывает уже 150 мг/кг свинца в пище.
По данным ряда наблюдений из общего количества выбросов твердых частиц, включая металлы, примерно 25% остается до смыва на проезжей части, 75% распределяется на поверхности прилегающей территории, включая обочины. В зависимости от конструктивного профиля и площади покрытия в сточные дождевые или смывные воды попадает от 25% до 50% твердых частиц [11].
Уровень загрязненности свинцом поверхностного слоя почвы на расстоянии l от оси крайней полосы движения определяется по формуле
Pр=Ре/h*g, (6.1)
где h – толщина слоя проникновения загрязнения, h=0,25 м;
g – плотность почвы в расчетном слое, g= 1300 кг/м3;
Ре – распространение количества выбросов, г/м2,
Ре=Р*l-b*kh*kw, (6.2)
где b – эмпирический показатель степени рассеивания, b=0,42;
kh – коэффициент, учитывающий возвышение проезжей части над окружающей местностью, kh=1;
kw – коэффициент, учитывающий силу и направление ветра, определяется по формуле
kw=1+ W*Vi*Ki*singi, (6.3)
где W – среднегодовая скорость ветра, W=6 м/с;
Vi – повторяемость ветров i-го румба, Vi=0,125;
gi-угол между осью дороги и направлением i-го румба, gi=25;
тогда kw=1+6*0,125*sin25=1,32;
l – расстояние от оси крайней полосы движения, l=3,5 м.;
P=365*T*Ni*gi*Pi, (6.4)
где Т – срок службы дороги, Т=20 лет;
Ni-интенсивность движения, Ni=14000 авт/сут,
gi-средний расход топлива автомобилями данной группы, gi=0,274 г./м;
Pi-среднее относительное количество добавки свинца в топливе данной группы автомобилей, Pi=0,00008 г./г [11],
тогда Р=365*20*14000*0,274*0,00008=2240 г./м,
тогда Ре=2240*3,50,42*1*1,32=5004,2 г/м2.
Уровень загрязненности свинцом поверхностного слоя почвы на расстоянии l от оси крайней полосы движения составит Рр=5004,2/0,25*1300=15,4 г/кг.
Материалы о транспорте:
Установление категории дороги
В соответствии со СНиП II-Д. 5-72 категория автомобильной дороги зависит от интенсивности движения по ней. Поскольку обычно интенсивность движения в период возведения объектов больше, чем в период их ...
Расчет основных деталей на прочность
Расчет деталей с целью определения напряжений и деформаций, возникающих при работе двигателя, производится по формулам сопротивления материалов и деталей машин. Основными нагрузками, действующими на ...
Анализ влияния показателей использования грузовых вагонов на связанные с
ними показатели методом цепных подстановок
Проведенный анализ полного рейса и времени оборота вагона позволяет проследить изменение среднесуточного пробега от определяющих его факторов. Анализ проведем методом цепных подстановок. Сущность мет ...