От количества передач и их передаточных чисел зависит способность автомобиля к преодолению подъемов, быстрому разгону и движению с высокой скоростью в заданных дорожных условиях.
В грузовых автомобилях применяют четырех- и пятиступенчатые коробки передач, причем во втором случае последняя передача обычно имеет передаточное число меньше 1, т.е. является ускоряющей.
Определение передаточных чисел коробки передач начинают с расчета передаточного числа первой передачи.
Для этого используют уравнение силового баланса установившегося движения автомобиля:
(8)
где Рf — сила сопротивления дороги, Н;
РВ — сила сопротивления воздуха, Н;
Gа — масса автомобиля, кг;
V — скорость, м/с.
Поскольку на первой передаче скорость движения автомобиля невелика, силой сопротивления воздуха можно пренебречь. Тогда уравнение (8) примет вид: . Сопротивление дороги, оцениваемое коэффициентом , может быть преодолено, если отношение максимальной тяговой силы к массе автомобиля будет равно или больше этого коэффициента, т.е.
. (9)
Подставив значения тяговой силы, получим:
, (10)
Отсюда
=(0,38*0,488*9,81*10525)/(544,29*7,85*0,9)=5,187 (11)
где Мmax — максимальный момент, Нм.
Увеличение передаточного числа первой передачи допустимо только до величины, при которой развиваемая тяговая сила еще не достигнет силы сцепления колес с дорогой, т.е.
, Н (12)
где Gсц — сцепная масса, приходящаяся на ведущие колеса автомобиля;
— коэффициент сцепления (проверка по сцеплению ведется для хорошего сухого шоссе при = (0,6 .0,8).
Из равенств (11) и (12) получаем:
(13)
В расчетах принимают следующие значения G сц:
1,3*0,7*10525 =9577,75, кг
• для двухосного автомобиля с одной задней ведущей осью ,
где G2 — масса автомобиля, приходящаяся на заднюю ось;
— коэффициент перераспределения нагрузки, равный при разгоне 1,24-1,35.
=(0,7*0,488*9,81*9577,75)/(544,29*7,85*0,9)=8,03
Если передаточное число iк1 найденное по формуле (13), было бы меньше, чем определенное по формуле (11), то следовало бы проверить возможность увеличения массы, приходящейся на ведущие колеса, что может потребовать изменения радиуса шин.
Увеличение числа ступеней коробки передач улучшает тяговые качества автомобиля и особенно его способность к разгону.
При большом числе передач улучшается использование мощности двигателя, так как облегчается выбор передаточного числа, при котором в данных дорожных условиях будет полнее использоваться мощность, что приводит к повышению средней скорости движения автомобиля. При малом числе ступеней коробки передач тяговые качества автомобиля могут быть улучшены благодаря увеличению передаточного числа главной передачи.
От выбора промежуточных передаточных чисел коробки передач зависят как тяговые, так и экономические свойства автомобиля. Одним из простейших методов выбора передаточных чисел промежуточных передач является метод, в основу которого положено наиболее полное использование мощности двигателя при разгоне автомобиля, начиная с первой и кончая высшей передачей. При наличии бесступенчатой коробки передач разгон можно производить, не меняя частоты вращения коленчатого вала двигателя. В этом случае можно работать на частоте вращения пN используя в процессе разгона максимальную мощность двигателя и получая в результате этого максимально возможные дтя данного автомобиля ускорения. При ступенчатой коробке передач для наилучшего использования мощности двигатель на всех передачах должен работать в некотором диапазоне частоты вращения коленчатого вала от п1 до п2
Материалы о транспорте:
Технология восстановительного ремонта шатуна
Краткое описание назначения, устройства, условий работы и краткое описание технологии ремонта шатуна. Рис.5. Шатун. Шатун (рис.5) изготовлен из стали 40Н2МА (ГОСТ 4543-71), а крышка из стали 40Х (ГОС ...
Характеристика грузовой и перевозочной работы дороги
Для определения значимости дороги сопоставляется объем перевозов на обследуемой со средним грузооборотом, приходящимся на одну дорогу сети. Величина среднего приведенного грузооборота, приходящегося ...
Ходовая часть автомобиля ГАЗ-3102
Ходовая часть передает на опорную поверхность массу автомобиля и приводит его в движение. Она состоит из несущей системы, движителя и подвески. Несущая система является остовом автомобиля, где крепят ...