Перевозка транспортом пассажиров и багажа также осуществляется на договорной основе. Договор перевозки пассажиров - это соглашение, по которому одна сторона -перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а другая сторона - пассажир обязуется уплатить плату за проезд (ст. 690 ГК).
Из легального определения договора перевозки пассажира следует, что этот договор является взаимным, возмездным и консенсуальным. Если договор перевозки пассажиров осуществляется транспортом общего пользования, то данный договор относится к разряду публичных (ст. 387 ГК).
Договор перевозки пассажира является двусторонним. Заключая договор, перевозчик вступает в обязательство с определенным лицом, называемым пассажиром. Пассажиром считается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) и имеющее проездной билет.
В тех случаях, когда пассажир берет в кассе проездной билет, а затем (иногда даже через несколько дней) занимает место, договор пассажирской перевозки не может быть квалифицирован иначе, как консенсуальный. Однако существует и другой порядок, при котором договор считается заключенным фактом занятия места, как это принято на городском транспорте или путем совершения конклюдентного действия (опускание монет в турникет-автомат), когда сам факт нахождения гражданина в пределах турникета означает наличие договора пассажирской перевозки между ним и перевозчиком. Так, согласно ст. 65 Закона РК «О железнодорожном транспорте» по договору перевозки пассажира железнодорожным транспортом перевозчик обязан предоставить пассажиру место в поезде согласно проездному билету. Перевозчик, не предоставивший пассажиру место согласно проездному документу (билету) либо отказавшийся от продолжения перевозки, обязан за свой счет доставить пассажира в пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру ненадлежащим исполнением договора. Возможно заключение договора пассажирской перевозки и в устной форме (например, при поездках в индивидуальных таксомоторах).
Письменной формой договора перевозки пассажира является проездной билет, а для багажа - багажная квитанция. Форма проездного билета и багажной квитанции устанавливается законодательными актами о транспорте. Новеллой здесь является то, что форма документов для городского транспорта устанавливается законом, а не решениями местных исполнительных органов, как это было раньше.
Здесь следует указать на одно обстоятельство, касающееся договора пассажирской перевозки, а именно, что пассажир как гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК, а также иными законодательными актами, в частности, Законом РК "О защите прав потребителей", и изданными на основании их правовыми актами.
Несколько иное положение у пассажира при круизных перевозках. Здесь договор на перевозку пассажиров с перевозчиком заключает туристическая фирма, а проезд осуществляется по туристическим путевкам. В этом случае для пассажира перевозчик окажется фактическим перевозчиком, а не договорным. Согласно ст. 121 Закона «О торговом мореплавании» в отношении перевозки пассажира, осуществляемой фактическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действия (бездействие) фактического перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий). В случае, если ответственность несут перевозчик и фактический перевозчик, их ответственность является солидарной.
Согласно договору перевозки, перевозчик обязуется перевезти пассажира до пункта назначения. Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете место на транспортном средстве. Пассажиру предоставлено право в любое время отказаться от договора перевозки. Так, пассажир вправе отказаться от договора морской перевозки до отхода судна, а также после начала рейса - в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров. При отказе пассажира от исполнения договора морской перевозки до отхода судна ему возвращается вся сумма, уплаченная за проезд и перевоз багажа, а после начала рейса - часть суммы, уплаченная за проезд и провоз багажа в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена. Морское законодательство РК предусматривает случаи отказа от исполнения договора перевозчиком, когда отказ от исполнения договора не связан с нарушением условий договора. Так, перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира при наступлении следующих не зависящих от него обстоятельств: 1) военных или иных действий, создающих угрозу захвата судна; 2) блокады порта (пункта) отправления или порта (пункта) назначения; 3) привлечения судна для государственных нужд; 4) гибели судна или его захвата; 5) признания судна непригодным для плавания; 6) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 7) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. Перевозчик, отказавшийся от исполнения договора морской перевозки, при наступлении вышеназванных обстоятельств обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в порт (пункт) отправления или возместить пассажиру понесенные им расходы (ст. 114 Закона).
Материалы о транспорте:
Схемы управления огнями светофоров
В системе АБТ предусмотрены двухнитевые лампы для всех огней светофора (рис.5). При неисправности основных нитей происходит автоматическое подключение питания к резервным нитям ламп, а при перегорани ...
Трассировка питающих и отсасывающих линий
Трассы питающих и отсасывающих линий от тяговой подстанции к электрифицируемым путям проектируем по кротчайшему расстоянию. Для анкеровки линий у здания тяговой подстанции и путей используем железобе ...
Балансировка роторной системы
В данной работе экспериментально исследуются колебания роторной системы, и по полученным экспериментальным данным производится балансировка одного из дисков лабораторной установки. При этом производи ...