Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств.
Транспорт — одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а отдельные его виды вообще обладают естественной монополией (железнодорожный транспорт). В связи с этим необходимы нормы, регулирующие отношения перевозки таким образом, чтобы были в полной мере защищены интересы участников данных правоотношений.
Основными нормативными документами, регулирующими отношения по перевозке, являются Гражданский кодекс РК, Закон республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан» от 21. 09. 1994г. а также специфические законы, регулирующие перевозку отдельными видами транспорта.
Гражданский кодекс Республики Казахстан определяет понятия договоров перевозки грузов, пассажиров, а также договора фрахтования, организации перевозок, перевозок в прямом смешанном сообщении, транспортом общего пользования ( ст.ст. 689-695 ГК РК). Договор перевозки
- это такой договор, в котором
одна сторона, перевозчик, обязуется в срок доставить
вверенный груз' пассажира, багаж, почту в пункт назначения
а другая сторона клиент, обязуется оплатить вознаграждение
оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).
Договор перевозки является реальным, взаимным, возмездным, договором.
Элементы договора перевозки.
Сторонами договора перевозки с одной стороны является перевозчик, а с другой - клиент.
Перевозчиками могут быть юридические или физические лица, владеющие транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющие услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющие на это соответствующее разрешение или лицензию, выданную в установленном порядке. Транспортом Республики Казахстан является зарегистрированный на ее территории железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской электрический, а также находящийся на территории Республики Казахстан магистральный трубопроводный транспорт.
Клиентами являются грузоотправитель, грузополучатель, пассажир, фрахтовщик или фрахтователь. Хотя грузополучатель и не заключает договор с перевозчиком, но он как третье лицо наделен определенными правами и обязанностями по договору перевозки, заключенному грузоотправителем.
Предметом договора перевозки являются услуги по доставке груза, пассажира, багажа, почты.
Срок договора перевозки — это промежуток времени, в течение которого груз пассажир, багаж, почта должны быть доставлены в пункт назначения. В соответствии со ст.698 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. В ряде случаев (например, в автомобильных перевозках) сроки доставки определяются соглашением сторон, а при его отсутствии — обычно принятыми сроками. При прямых смешанных перевозках сроки доставки определяются по совокупности сроков, исчисляемых на основании правил, действующих на соответствующих видах транспорта Срок доставки соблюден, если в пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны (суда) поданы под разгрузку средствами получателя до истечения установленного (согласованного! yа доставки.
Цена договора перевозки - плата, взимаемая за оказанные ус устанавливается соглашением сторон, за исключением транспортом общего пользования, где плата определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном законодательными актами о транспорте (ст.697 ГК РК).
Работы и услуги, выполняемые по требованию грузовладельца не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению стор0 ' Форма договора перевозки зависит от характера перевозки и в» транспорта, и договор может заключаться в письменной ' груза, багажа) и устной (перевозка пассажира).-
В соответствии со ст. 688 ГК перевозка грузов, пассажиров и багажа производится на основании договора перевозки. Экономической целью перевозки является, как правило, потребность в перемещении грузов и людей, их транслокация из одного места в другое. Эти отношения транспортных организаций, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, складывающиеся при осуществлении перевозок, основаны на договоре перевозки и регулируются этим договором. В главе 34 ГК «Перевозка» предусмотрена целая система договоров, регулирующих перевозку. Наряду с обычным договором перевозки груза (ст.ст. 689-690 ГК) в ГК перечисляются и другие договоры, регламентирующие перевозки: договор фрахтования (чартера - ст. 691); договоры об организации перевозок (ст. 692); договоры между транспортными организациями (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др. - ст. 693); договор прямого смешанного сообщения (ст. 694); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 695).
Материалы о транспорте:
Расчет рабочего оборудования
Рис. 12. Схема к определению усилий, действующих на рабочее оборудование одноковшового экскаватора. Копание поворотом ковша. На рабочее оборудование действуют наибольшие нагрузки в период копания гид ...
Экономическая эффективность применения автомобильных кранов
Каждый тип крана следует использовать на тех объектах и работах, где может быть получена наибольшая экономическая эффективность от его применения по сравнению с другими грузоподъемными машинами анало ...
Продольная устойчивость по скорости
Устойчивостью по скорости называется способность самолета восстанавливать скорость полета и угол наклона траектории исходного режима. Самолет, обладающий устойчивостью по перегрузке и удовлетворитель ...