Понятие договора перевозки

Страница 5

Перевозка транспортом пассажиров и багажа также осуществляется на договорной основе. Договор перевозки пассажиров - это соглашение, по которому одна сторона -перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначе­ния, а другая сторона - пассажир обязуется уплатить плату за проезд (ст. 690 ГК).

Из легального определения договора перевозки пассажи­ра следует, что этот договор является взаимным, возмезд­ным и консенсуальным. Если договор перевозки пассажиров осуществляется транспортом общего пользования, то данный договор относится к разряду публичных (ст. 387 ГК).

Договор перевозки пассажира является двусторонним. Зак­лючая договор, перевозчик вступает в обязательство с опре­деленным лицом, называемым пассажиром. Пассажиром счи­тается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в со­став служебного персонала (экипажа) и имеющее проездной билет.

В тех случаях, когда пассажир берет в кассе проездной билет, а затем (иногда даже через несколько дней) занимает место, договор пассажирской перевозки не может быть ква­лифицирован иначе, как консенсуальный. Однако существует и другой порядок, при котором договор считается заключен­ным фактом занятия места, как это принято на городском транс­порте или путем совершения конклюдентного действия (опус­кание монет в турникет-автомат), когда сам факт нахождения гражданина в пределах турникета означает наличие договора пассажирской перевозки между ним и перевозчиком. Так, со­гласно ст. 65 Закона РК «О железнодорожном транспорте» по договору перевозки пассажира железнодорожным транс­портом перевозчик обязан предоставить пассажиру место в поезде согласно проездному билету. Перевозчик, не предо­ставивший пассажиру место согласно проездному документу (билету) либо отказавшийся от продолжения перевозки, обя­зан за свой счет доставить пассажира в пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру ненадлежащим исполнением договора. Возможно заключение договора пассажирской перевозки и в устной форме (например, при поездках в индивидуальных таксомоторах).

Письменной формой договора перевозки пассажира явля­ется проездной билет, а для багажа - багажная квитанция. Форма проездного билета и багажной квитанции устанавлива­ется законодательными актами о транспорте. Новеллой здесь является то, что форма документов для городского транс­порта устанавливается законом, а не решениями местных ис­полнительных органов, как это было раньше.

Здесь следует указать на одно обстоятельство, касающе­еся договора пассажирской перевозки, а именно, что пасса­жир как гражданин пользуется правами стороны в обязатель­стве в соответствии с ГК, а также иными законодательными актами, в частности, Законом РК "О защите прав потребите­лей", и изданными на основании их правовыми актами.

Несколько иное положение у пассажира при круизных пе­ревозках. Здесь договор на перевозку пассажиров с пере­возчиком заключает туристическая фирма, а проезд осущест­вляется по туристическим путевкам. В этом случае для пасса­жира перевозчик окажется фактическим перевозчиком, а не договорным. Согласно ст. 121 Закона «О торговом морепла­вании» в отношении перевозки пассажира, осуществляемой фак­тическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действия (бездействие) фактического перевозчика, его работ­ников или агентов, действовавших в пределах своих обязанно­стей (полномочий). В случае, если ответственность несут пе­ревозчик и фактический перевозчик, их ответственность явля­ется солидарной.

Согласно договору перевозки, перевозчик обязуется пе­ревезти пассажира до пункта назначения. Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете место на транс­портном средстве. Пассажиру предоставлено право в любое время отказаться от договора перевозки. Так, пассажир впра­ве отказаться от договора морской перевозки до отхода суд­на, а также после начала рейса - в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров. При отказе пассажира от исполнения договора морской перевозки до от­хода судна ему возвращается вся сумма, уплаченная за про­езд и перевоз багажа, а после начала рейса - часть суммы, уплаченная за проезд и провоз багажа в размере, пропорцио­нальном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Материалы о транспорте:

Пропускная способность участков
Пропускная способность – максимальное число поездов или пар поездов установленной массы и длины, которое может быть пропущено по данной линии в единицу времени (сутки, час), при имеющейся технической ...

Техника безопасности при работе машин тяжёлого типа
При работе электробалластёра, путевого струга, уборочной машины рабочие не должны находиться впереди и позади крыльев, балластёрных рам и рыхлителей, а также сбоку от элеваторов, садиться и становить ...

Режим работы медницко-радиаторного участка
251 рабочих дней в году. Режим работы: в одну смену с 8:00 до 17:00. Перерыв на обед с 12:00 до 13:00. Технологические перерывы по 10 минут – в 10 часов и в 15 часов. План график технического обслужи ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transpodepth.ru