Понятие договора перевозки

Страница 4

Закон РК «О торговом мореплавании» вводит термин «фак­тический перевозчик», то есть перевозчик, который фактически осуществляет перевозку пассажиров, багажа и груза или ее часть (ст. 1). Данный термин является новеллой для транспор­тного законодательства РК. Введение этого термина связано с тем, что на морском транспорте в роли перевозчика может выступать как собственник судна, так и фрахтователь, аренду­ющий судно с экипажем (тайм-чартерный владелец) и без эки­пажа (бербоут-чартер).

В советской транспортно-правовой литературе многие счи­тали, что транспортировка не входит в состав транспортной экспедиции, так как при этом якобы происходит смешение двух самостоятельных договоров. Данное утверждение в настоя­щее время не соответствует законодательству РК. Конвен­ция КДПГ имеет силу закона и в РК. Согласно этой конвенции экспедитор, организующий дорожные перевозки, может быть перевозчиком и нести всю меру ответственности.

Таким образом, перевозчик - это не обязательно транс­портное предприятие, имеющее основной целью своей дея­тельности осуществление перевозок. Им может быть и граж­данин (индивидуальный предприниматель), а также, например, общественная организация, не имеющая в качестве своей цели извлечение прибыли, но осуществляющая предпринимательс­кую деятельность для достижения целей, ради которых такая некоммерческая организация была создана.

Второй стороной в договоре перевозки груза, т.е. кон­трагентом (партнером) перевозчика, является отправитель. Отправитель по ГК выступает в трех качествах: во-первых, как контрагент перевозчика, т.е. лицо, которое заключило с пе­ревозчиком договор на перевозку грузов; во-вторых, - лицо, которому выдается транспортная накладная (коносамент, то­варно-транспортная накладная или иной документ на груз, пре­дусматриваемый законодательными актами о транспорте), не­зависимо от того, кто фактически осуществляет отправку и погрузку груза, и, в-третьих, - лицо, имеющее право распоряжения грузом. Получателем является лицо, уполномоченное на получе­ние груза, т.е. имеющее право требовать, чтобы ему в пунк­те назначения был выдан груз. Таким лицом, которое может требовать, чтобы ему был выдан груз, и, следовательно, кто может называться получателем, будет тот, кто указан полу­чателем в транспортной накладной. Получателю еще до по­лучения груза известно, что груз будет следовать к нему, так как отправитель и получатель связаны между собой другим договором (обязательством). Этим особенностям правового положения получателя в большей степени соответствует кон­струкция договора перевозки как договора в пользу третьего лица, не участвовавшего в его заключении, но имеющего пра­во самостоятельно требовать исполнения по нему (ст. 391 ГК). 5. В транспортное законодательство впервые введен но­вый способ обеспечения исполнения обязательства - право удержания. Согласно п. 4 ст. 697 ГК перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей (ст. 292 ГК), если иное не установлено законода­тельством, договором перевозки или не вытекает из суще­ства обязательства.

Таким образом, под правом удержания подразумевается право перевозчика как владельца чужой вещи не выдавать ее получателю до исполнения причитающейся ему провозной платы и других платежей. Данное право распространяется только на одно условие договора, а именно -обязанность по оплате про­возной платы и других платежей, вытекающей из договора перевозки'.

Согласно ст. 95 Закона РК «О торговом мореплавании» перевозчик вправе удерживать груз до уплаты сумм или пре­доставления обеспечения даже в случаях сдачи груза на хра­нение на склад, не принадлежащий получателю, но только при условии немедленного уведомления владельцев склада об этом. ГК впервые предусматривает основные формы транс­портной документации. Обязательность документации пере­возок объясняется не только их массовым характером, но так же необходимостью учета и контроля за транспортными опе­рациями. Технические и экономические особенности отдель­ных видов транспорта в значительной степени влияют на со­держание перевозочных документов. ГК называет некоторые из них: в частности, транспортную накладную, коносамент, то­варно-транспортную накладную. Вместе с тем этот перечень не является исчерпывающим, законодательные акты могут предусмотреть и иные виды перевозочных документов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о транспорте:

Утилизация транспортных средств
Рассматриваемый этап замыкает жизненный цикл транспортного средства и включает операции разборки агрегатов и узлов, сортировки, переработки отдельных видов конструкционных и эксплуатационных материал ...

Опытные разработки 21 научно-исследовательского и испытательного института
Главной миссией 21-го Научно-исследовательского и испытательного института (21 НИИИ) Министерства обороны СССР из города Бронницы Московской области (с 1 декабря 2010 года – 21 НИИЦ) являлись формиро ...

Характеристика производственно-технической базы
Для поддержания парка автомобилей в технически исправном состоянии предприятия автомобильного транспорта располагают производственно-технической базой, которая представляет собой совокупность зданий, ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transpodepth.ru