В ГК закреплен новый вид договора перевозки - договор фрахтования (чартера), который может заключаться на всех видах транспорта. Ранее он регулировался Кодексом торгового мореплавания (КТМ) как собственно договор перевозки, который подразделялся на договоры: 1) с условием предоставления судна и 2) без такого условия (ст. 120 КТМ, ст. 54она РК «О торговом мореплавании»). Ст. 691 ГК гласит: по договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик)обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа и грузов.
Морское законодательство РК предусматривает два вида договоров фрахтования: договор фрахтования судна с экипажем (тайм-чартер) (ст.ст. 124-132 Закона «О торговом мореплавании») и договор фрахтования судна без экипажа (бер-боут-чартер) (ст.ст. 133-143 Закона «О торговом мореплавании»).
Договор фрахтования - это двусторонне обязывающий, консенсуальный, срочный и возмездный договор. Сторонами этого договора являются рахтовщик и фрахтователь. Фрахтовщик - это сторона, предоставляющая транспортное средство на определенный срок для перевозки. Причем зафрахтованные транспортные средства должны использоваться для перевозки пассажиров, багажа и грузов. Исходя из этого, стандартные проформы чартера построены с учетом того, что на транспортном средстве будет осуществляться перевозка. Этот эксплутационный признак отличает договор фрахтования от договора имущественного найма.
Фрахтователь - это лицо (физическое или юридическое), имеющее потребность в перевозках пассажиров, багажа и грузов. Он фрахтует всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств, оплачивает установленную договором сумму. Целью договора является перевозка пассажиров, багажа и грузов. Тарифы на договор фрахтования (чартера) не действуют, а применяется договорная цена. Следует подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о тарифах на перевозки, а о размере платы за фрахтование (чартер) транспортных средств.
Договор фрахтования (чартера) является консенсуальной разновидностью договора перевозки, так как его заключение не свидетельствует о приеме груза к перевозке и не дает возможности распоряжаться грузом.
В числе документов, удостоверяющих договор перевозки, перечисленных в п. 2 ст. 689 ГК, договор фрахтования (чартера) отсутствует, так как порядок заключения договора фрахтования, а также форма договора и его виды устанавливаются законодательными актами о транспорте. Требует ответа воп-Рос: какими нормами законодательства следует руководствоваться при заключении договора фрахтования (чартера). Ответ на этот вопрос содержится в главе 29 "Имущественный наём (аренда)" ГК и прежде всего в параграфе 5 "Аренда транспортных средств" с предоставлением услуг по управлению и фактической эксплуатации. Но ГК в этом случае, регулируя договор аренды транспортного средства на время, не предусматривает фрахтование на один или несколько рейсов. Согласно ст. 591 ГК фрахтователь имеет право в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства без согласия фрахтовщика от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены - назначению транспортного средства. Статьи 125 и 134 Закона «О торговом мореплавании» предусматривают, что в случае, если тайм-чартером не предусмотрено иное, фрахтователь имеет право заключить от своего имени субтайм-чартер или суббоут-чартер.
Материалы о транспорте:
Обоснование объемно-планировочного решения производственного корпуса
Для производственного корпуса АТП принимается одноэтажное здание сплошной застройки, что объясняется рядом причин: 1. В связи с относительной дешевизной одноэтажных зданий. 2. Возможностью применения ...
Отдельные транспортные проблемы российского
транспорта
Транспорт - одна из ведущих форм общественного производства, крупнейший социальный фактор. От качества функционирования транспортной системы зависит состояние и развитие промышленности, сельского хоз ...
Разработка вариантов организации пассажирских перевозок в международном
регулярном сообщении
Проведенный технико-экономический анализ международных автобусных маршрутов, выполняемых РДАУП «Автобусный парк №1», показал, что маршрут Гомель – Феодосия является наименее рентабельным среди всех о ...